Для разработки Озерного месторождения мы создадим компанию международного уровня - Михаил Слипенчук. "RBC daily". 4 июля 2006
05.07.2006 - 12:05
Интервью с генеральным директором ИФК "Метрополь"
В конце прошлой недели группа компаний "Метрополь" подписала предварительное соглашение со шведской Lundin Mining Corporation о создании СП, которое будет заниматься разработкой крупнейшего в мире Озерного полиметаллического месторождения. Согласно предварительным договоренностям, сделка будет заключена в августе этого года. После завершения сделки 49% акций новой компании будет принадлежать шведам, 51% - "Метрополю". Lundin Mining оценивает свою долю в 125 млн долл. Предполагается, что разработка Озерного месторождения существенно сократит дефицит цинка и других металлов в России. О перспективах развития уникального месторождения и других направлениях деятельности компании корреспонденту RBC daily Евгении Гаврилюк рассказал гендиректор ИФК "Метрополь" Михаил Слипенчук.
Инвестиционная финансовая компания "Метрополь" (входит в группу компаний "Метрополь"), созданная в 1995 году, является одним из ведущих российских институциональных инвесторов. Основные направления деятельности - операции на фондовом рынке на российских и основных международных биржах, инвестиционные услуги, финансовое консультирование и инвестиции в промышленность. В прошлом году объем операций с акциями превысил 10,5 млрд долл. В 2004-2005 гг. структуры ИФК "Метрополь" победили в аукционах на право пользования четырьмя месторождениями полиметаллических руд в Бурятии: Озерного, Холоднинского, Назаровского и Ермаковского. Запасы только двух из них, Озерного и Холоднинского, составляют около 47% от стоящих на балансе российских запасов цинка и около 24% - свинца. Свинец с месторождений Бурятии будет использоваться для нужд холдинга "Русский аккумулятор", совладельцем которого является "Метрополь". В состав аккумуляторного холдинга входят Подольский аккумуляторный завод, завод свинцовых аккумуляторов ОАО "Электроисточник" (Саратов), НИИ стартерных аккумуляторов (НИИСТА), ОАО "Источники тока" (Смоленск), завод "Аккумулятор" (Курск), Рязанский завод цветных металлов.
- Михаил Викторович, два года назад структуры ИФК "Метрополь" победили в аукционах на право пользования четырьмя месторождениями полиметаллических руд в Бурятии. Как продвигается освоение уникального Озерного полиметаллического месторождения?
- Уже готово предварительное ТЭО (т.н. prefeasibility study) проекта. Мы провели серию переговоров с потенциальными партнерами, остановились на одном из них и в ближайшее время приступим к выработке итогового ТЭО. Через месяц мы проведем тендер на подготовку ТЭО между несколькими компаниями. Я думаю, в течение шести месяцев документ будет готов.
- Согласно лицензионному соглашению, на месторождении планируется создание горно-обогатительного комбината, основной продукцией которого станут цинковый и свинцовый концентраты. Когда "Метрополь" планирует приступить к его строительству?
- Для реализации горно-металлургических проектов "Метрополя" создана корпорация "Металлы Восточной Сибири". К строительству приступим в июле - на этой неделе как раз состоится презентация начала строительства горно-обогатительного комбината. На первом этапе планируется создание рабочего поселка и подготовка дорожной инфраструктуры. Согласно условиям лицензионного соглашения, горнорудное предприятие на Озерном месторождении с производительностью не менее 1 млн тонн руды в год будет введено в эксплуатацию в 2008 году, а в 2012 году выйдет на проектную мощность не менее 6 млн тонн. Но я думаю, что это произойдет намного быстрее. Сейчас сложилась благоприятная рыночная конъюнктура - цены на цинк высокие. За последние два года они выросли в полтора раза - с 40 до 110 долл. за тонну.
- Какова стоимость этого проекта?
- Строительство ГОКа обойдется в 400 млн долл. при производительности 6 млн тонн руды в год. Финансирование будет осуществляться как из собственных средств, так и из привлеченных ресурсов.
- Не секрет, что большой трудностью в развитии проекта является практически полное отсутствие инфраструктуры в центре Бурятии, где расположено месторождение. Как "Метрополь" планирует решить эту проблему?
- Мы планируем усиление уже существующей автомобильной дороги и строительство новой железнодорожной ветки Озерное - Могзон (Читинская область) протяженностью 165 км от Озерного месторождения до Транссиба.
- Каковы необходимые инвестиции в этот проект и сроки его реализации?
- Инвестиции в проект составят около 180 млн долл. Сроки строительства пока назвать сложно. Мы готовим проектно-сметную документацию и планируем привлечение финансовых ресурсов.
- Каким образом предполагается финансировать проект?
- Для нас это дорогой проект, поэтому мы планируем привлекать кредитные ресурсы. Пока мы рассчитываем на участие в конкурсе по распределению средств инвестиционного фонда РФ и на частно-государственное партнерство. Мы уже направили документы в инвестиционную комиссию при Минэкономразвития РФ. Я надеюсь, что по нашему запросу мы получим положительное решение. Если не получится, будем строить свою частную железную дорогу.
- Куда будет поставляться концентрат с будущего предприятия? Насколько мне известно, велись переговоры с китайскими и японскими компаниями.
- Мы только что завершили переговоры о поставках концентрата с одной из японских компаний. Но вообще у нас в планах стоит три возможных направления. Во-первых, конечно, Россия - отечественные заводы по производству цинка недозагружены. Мы рассматриваем вариант строительства металлургического завода около месторождения, чтобы сразу иметь возможность полного передела. Кроме того, мы рассматриваем возможность поставки концентрата в Японию и Китай.
- Имеются ли какие-то конкретные договоренности с японской и китайской сторонами?
- Мы не хотим пока ни с кем договариваться, так как мы еще не определились четко с партнерами, с которыми будем строить завод. От этого очень много зависит. Поэтому мы и говорим, что переговоры ведутся. Но реально со всеми потенциальными покупателями мы постоянно пребываем в online-контакте. Это крупные компании с мировыми именами. Они знают, как реализуется проект.
- Китайская сторона не скрывает, что готова покупать весь цинковый концентрат с Озерного ГОКа. Какая часть продукции будет уходить в Китай?
- Китай, как, впрочем, и Япония, может покупать весь концентрат с месторождения. Поэтому мы сейчас сознательно не поднимаем этот вопрос - чтобы получить максимально эффективные для России договоренности.
- Это означает, что Китай все-таки может стать единственным потребителем будущей продукции Озерного ГОКа?
- Рынок есть рынок. Тут нужно смотреть по обстановке. Мы будем поставлять туда, где выгоднее условия.
- Каким образом возникла идея строительства металлургического завода на месторождении?
- Пока проекта нет, есть только идея. Перед появлением проекта необходимо провести серьезные исследования. Мы посчитали, что выгоднее построить завод полного передела в России. Недалеко находится Иркутская область, где очень дешевые энергетические ресурсы и достаточно короткая логистическая цепочка. Кроме того, дополнительные энергетические мощности позволят завершить строительство Богучанской ГЭС. Проекты строительства ГОКа и поставок концентрата уже проработаны. Вопрос строительства металлургического завода мы только прорабатываем, чтобы быть менее зависимыми от партнеров. Российские компании сейчас проводят соответствующее исследование.
- Каковы дальнейшие планы компании по развитию Озерного месторождения? Не предполагается ли его продажа стратегическому инвестору или проведение IPO?
- Это сложный вопрос. Мы хотим оставить контроль над этим месторождением за российской компанией, но через два-три года вывести акции на рынок капитала. Это будет компания международного уровня, поэтому она будет вызывать интерес у иностранных инвесторов. Я думаю, со временем ее капитализация составит более 1 млрд долл. Какая часть акций будет размещаться на фондовом рынке - пока говорить рано.
- Помимо полиметаллических месторождений в Бурятии, "Метрополь" является совладельцем холдинга "Русские аккумуляторы". Каковы планы по развитию этой компании?
- Мы провели реорганизацию холдинга. Подготовили проект. Я думаю, через полтора-два года мы выйдем на рынок капитала. Либо это будет продажа стратегическому инвестору, либо IPO. Может быть, и то, и другое.
- Что это значит?
- Это значит, что мы выйдем из бизнеса. Наша задача немного иная. Наша компания должна заниматься созданием новых финансовых продуктов, а не производить аккумуляторы.
- Ведутся ли какие-то переговоры о продаже холдинга?
- Нет. Сейчас идет чистка. Заводы старые. Мы налаживаем выпуск новой продукции, делаем новую рекламу, выстраиваем новую систему сбыта, закупаем новое оборудование. Например, Рязанский завод недавно выиграл тендер и получил кредит в 15 млн евро от ЕБРР на реорганизацию. Фактически на его территории появится новый завод. Курский завод также налаживает новое производство. Новую линию мы поставили и на Саратовском заводе. На Подольском заводе запустили новую батарею и обсуждаем вопрос расширения производства. Сейчас наша задача - перевести холдинг на единую акцию и затем продать. Скорее всего, переход на единую акцию состоится в следующем году.
- Какие у "Метрополя" появились новые направления деятельности?
- У нас появилось такое направление деятельности как "Метрополь-Девелопмент". Мы сейчас владеем порядка 100 тыс. кв. м. офисной недвижимости. Кроме того, мы выиграли тендеры на строительство еще 100 тыс. кв. м. помещений. Наша "дочка" "Метрополь-Девелопмент" будет заниматься инвестированием в строительство офисных центров в Москве. Плюс у нас есть порядка 120 га земли в Подмосковье, и мы планируем покупать еще. Посмотрим по ситуации: либо продать эту землю на рынке, либо реализовать проект по застройке.
- Почему "Метрополь" решил заняться недвижимостью?
- Люди занимаются бизнесом, чтобы прибыль получать. Сначала растет фондовый рынок, потом недвижимость. На фондовом рынке мы уже заработали, сейчас зарабатываем на недвижимости. По-моему, нормально.
- А не появится ли каких-то новых сфер деятельности у "Метрополя" в ближайшее время?
- Основные мы уже обсудили. Когда мы достигнем хоть малейших успехов по остальным проектам, мы скажем. Наработки уже есть. Например, в ближайшее время мы собираемся создать авиакомпанию. Надо же летать на месторождения каким-то образом. Мы уже купили два вертолета. Я думаю, в следующем году можно ждать появления нашей авиакомпании.