Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 01.02.2010

Корейская экспансия. "Русмет". 1 февраля 2010

01.02.2010 - 12:40
Корейская корпорация Posco, закончившая без убытков 2009 год, затеяла первую в своей истории международную экспансию

За ценовыми горками, по которым китайский локомотив катает конкурентов, трудно увидеть долгосрочную перспективу. Однако уверенность аналитиков, что спрос на сталь начнет расти в хорошем темпе уже в 2010 году, создает стимулы для расширения мощностей. Вдохновленные оптимистичными прогнозами, "азиатские тигры" активно создают плацдармы для будущей посткризисной игры. Китайцы и японцы далеко опередили соседей по региону в сфере поглощений на азиатском рынке, а теперь и Posco вознамерилась заняться покупкой привлекательных активов.

Posco рвется в бой

Так уж сложилось, что 60% продаж группы, занимающей 4-тое место в мировой сталелитейной иерархии, сосредоточено на внутреннем рынке, и до недавнего времени Posco не стремилась к зарубежным покупкам. Однако три года отсрочек с проектом Posco в Индии, где компания никак не может начать строительство металлургического комбината, оказали немалое давление на котировки акций компании. В феврале 2009 года Posco возглавил новый генеральный директор Чун Юн Ян, который провозгласил новую стратегию для компании. "Я постараюсь повысить конкурентоспособность компании путем инвестиций и приобретений", – заявил он год назад, принимая дела.

У честолюбивого ветерана Posco (Чун Юн Ян работает в компании уже 35 лет) есть серьезная цель: отвоевать лидирующие позиции в Азии, с которых компанию вытеснила китайская Baosteel. В начале января агентство Bloomberg сообщило, что Posco собирается инвестировать $30 млрд. в расширение мощностей за рубежом. К планам строительства заводов в Индонезии ($6 млрд., совместно с местным партнером Krakatau Steel) и Индии ($12 млрд.) добавился еще один индийский проект, для реализации которого потребуется $7 млрд. При этом, в марте Posco собирается начать закладку фундамента линии непрерывного цинкования (400 тыс. т в год) в Индии. С учетом инвестиций во Вьетнаме, новые заводы увеличат мощности Posco на 85% или 28 млн. т в год. А с объемом производства более 50 млн. т, компания вернет себе статус лидера азиатского рынка. В этих странах у компании разные цели – в Индии и Индонезии ее интересует, в первую очередь, сырье, а во Вьетнаме – рынок.

Усиливает компания свои позиции и на региональном рынке нержавеющей стали. В прошлом году Posco приобрела Asia Stainless Corp. (30 тыс. т холоднокатаной нержавеющей стали в год) во Вьетнаме и TaihanST Corp. (горячий прокат) в Корее. Эти две сделки позволят ей более гибко реагировать на изменения рыночных условий. На корейском рынке – хронический избыток горячекатаной нержавейки, а теперь ее можно будет перерабатывать и продавать Вьетнаме, где у Asia Stainless Corp имеется обширная клиентская база. Кроме того, сейчас Posco ведет переговоры о покупке своего давнего партнера в Таиланде, производителя высококачественного холоднокатаного листа и рулонов Thainox Stainless. Этой компании Posco традиционно поставляет 85% горячекатаного подката и уже владеет крупным пакетом (15%) ее акций.

Экспансия Posco идет во все звенья производственной цепочки. Компания рассматривает возможность приобретения нескольких компаний, возникших в начале 2000-х годов на развалинах конгломерата Daewoo. Речь идет о торговой и энергетической компании Daewoo International Corp., которая владеет в Мьянме крупным газовым месторождением. За 68% Daewoo International Posco готова заплатить около $2,1 млрд., после чего собирается приобрести мажоритарные пакеты Daewoo Shipbuilding и Daewoo Engineering & Construction, заплатив за них еще порядка $3,5 млрд. Все эти компании относятся к числу крупнейших потребителей стальной продукции в Корее.

Кроме того, Posco планирует создать зарубежную сеть управления цепочкой поставок (SCM). В 2009 году у компании действовало 42 обрабатывающих центра и дистрибуторских пункта в 12 странах, а в 2010-м их количество увеличится до 48, и они будут осуществлять продажи уже в 14 странах. Новые центры будут расположены в Китае, Вьетнаме, Индии и США.

В декабре началось строительство центра по обработке нержавеющей стали производительностью 50 тыс. т в год во Вьетнаме (провинция Донг Най) – это будет уже второе предприятие Posco-Vietnam Hochiminh Processing Center (POSCO-VHPC), его пуск запланирован на июнь. Первый центр (100 тыс. т в год) был введен в эксплуатацию в марте 2008 года в г. Хошимин. Новое предприятие создаст для Posco важный торговый плацдарм в Юго-Восточной Азии.

А в июле завершится строительство обрабатывающего центра в Турции, неподалеку от Бурсы. Его пуск будет способствовать увеличению продаж автомобильного листа расположенным в регионе заводам международных корпораций Ford, Renault и Hyundai.

Аналитики одобрительно отзываются об этих планах: такой масштабный охват рынка позволит корейской компании противостоять крупным китайским конкурентам, которые способны в перспективе вытеснить Posco из высокотехнологичных сегментов типа автомобильного листа. Они сравнивают главу Posco со Уорреном Баффетом, поскольку Чун Юн Ян следует примеру знаменитого инвестора и успешно использует преимущества кризиса для расширений. По результатам финансового года, который завершился 30 сентября, у компании не оказалось ни одного убыточного квартала. Поэтому сейчас Posco может позволить себе инвестировать, не вступая в ценовую борьбу за активы, и захватить рыночные ниши ослабленных кризисом конкурентов, пока те решают свои финансовые проблемы.

Третий должен уйти

Планы Posco вызывают справедливые опасения у японских сталелитейных компаний: высокотехнологичный корейский производитель вполне способен вытеснить их с рынков Юго-Восточной Азии, на которые они поставляют примерно треть своей продукции. Понятно, что в комбинации с глобальным спадом автомобильных продаж китайский и корейский экспорт приведет к снижению прибылей японских производителей, поскольку им придется участвовать в ценовых войнах и смещать товарный ассортимент.

Первые проблемы такого рода уже не за горами. Сейчас Южная Корея полагается на импорт ряда категорий высокотехнологичной продукции, поэтому японские корпорации Nippon Steel и JFE Holdings конкурируют между собой за поставки в эту страну, в частности, автомобильного листа и судовой стали. Фактически Южная Корея – их крупнейший экспортный рынок. Однако к концу 2010 года Posco, Dongkuk Steel и Hyundai Steel завершат строительство огромных заводов по выпуску судостроительного листа, и это – как раз в такое время, когда заказы на новые суда практически перестали поступать из-за сокращения мировой торговли. Правда, некоторые аналитики (например, Чан Ли из Woori Investment and Securities) считают, что местным компаниям будет трудно конкурировать с японскими производителями в этом сегменте, но по этому поводу есть и противоположное мнение.

Сейчас второй по величине производитель стали в Корее Hyundai Steel, структурное подразделение лидера корейской автомобильной отрасли Hyundai Motor, в январе начал ввод в эксплуатацию своей первой доменной печи производительностью 4 млн. т в год. Этот агрегат превратит прокатный мини-завод в интегрированное предприятие, способное производить высокотехнологичную продукцию для Hyundai Motor и ее дочерней структуры, Kia Motors, которые до сих пор покупали листовую сталь у Posco и японских производителей. В начале 2011 года Hyundai Steel введет в эксплуатацию вторую домну той же мощности. Третья такая же печь появится у компании в 2015 году. После этого, с учетом электродуговых печей, совокупные сталелитейные мощности Hyundai Steel составят более 20 млн. т. Причем, все три предприятия будут оснащены самыми прогрессивными технологиями прокатки и нанесения покрытий на материалы и автомобильные детали. Кроме того, Hyundai Steel начнет поставлять судовую сталь гигантским корейским судоверфям, включая крупнейшую в мире судостроительную компанию Hyundai Heavy Industries. Понятно, что предприятия группы Hyundai будут охотно покупать стальную продукцию именно у сестринской компании.

Представители японского Министерства торговли и промышленности заявляют, что эти проекты Hyundai Steel не причинят ощутимого ущерба японскому экспорту, поскольку от задувки печи до стабильного производства высококачественной автомобильной стали пройдет довольно много времени. Они полагают, что сейчас первый интегрированный завод Hyundai Steel будет ориентироваться на выпуск продукции общего назначения, например, для строительства, а это причинит ущерб не японским, а китайским поставщикам, для которых Корея является важнейшим экспортным рынком.

Однако у японских металлургов заметно меньше оптимизма. Официальный представитель Kobe Steel сообщил агентству Reuters: "Даже если немедленного эффекта не будет, трудно предсказать, как изменится ситуация через несколько лет". Такое же мнение и у руководителей JFE. Они сознают, что значительная часть экспорта в Корею, куда компания сейчас ежегодно поставляет около 4 млн. т стальной продукции, будет вытеснена местными поставщиками.

Таким образом, японцы принимают как неизбежное необходимость пересмотра экспортных стратегий и поиска новых рынков. Поэтому JFE Steel, которая владеет пакетами акций в четырех корейских сталелитейных компаниях, в ноябре подписала договор о сотрудничестве с индийской JSW Steel, а сейчас отправляет своих торговых представителей на поиски новых рынков. "Это неизбежный процесс, – говорит вице-президент JFE Цутому Ядзима, – Нам необходимо найти новых заказчиков в других странах, таких как Индия, Пакистан, на Ближнем Востоке и в Африке". Ну, а Nippon Steel уже приобрела долю в южноафриканской компании Safal Steel.

Надо сказать, переориентация вполне своевременна. В 2008 году японские заводы поставили в Южную Корею 9 млн. т горячекатаных рулонов, слябов и толстого листа, что составляет около 25% их совокупного экспорта. За первые семь месяцев 2009-го объем этих поставок уменьшился на 14%. А по прогнозу Citigroup, Корея сократит импорт стальной продукции на 19% в 2010 году и еще на 42% – в 2011-м. Если же учесть экспансию Posco и избыток мощностей в Китае, где масштабы перепроизводства, по некоторым данным, превышают 100 млн. т, становится понятно: скоро в Восточной Азии японским производителям может просто не остаться места. -- Русмет

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  157141

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
2
3
8
9
10
16
17
24
29
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>