Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 12.07.2010

Владимир Пиковский: "Перспективы для бизнеса должно создавать государство". "ИА "Минпром (Украина)"". 12 июля 2010

12.07.2010 - 12:49
В октябре 2008 года Украина отреагировала на катастрофический спад производства в металлургии заключением Меморандума о сотрудничестве с представителями ГМК. Государство долго обещало беспечить рост объемов внутреннего металлопотребления путем реализации ряда инфраструктурных проектов. А недавно заявило о намерении предоставить гарантии по кредитам, привлекаемым на модернизацию метпредприятий. МинПром решил выяснить, какие меры по государственной поддержке отечественной металлургии могут быть наиболее эффективны. На вопросы агентства отвечает руководитель департамента по вопросам металлургического комплекса Государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков "Держзовнишинформ" Владимир Пиковский.

Из-за несбалансированной структуры как собственности, так и производства, а также технической отсталости и низких темпов модернизации продукция украинского ГМК оказалась наименее конкурентоспособной, а сама отрасль – крайне уязвимой в условиях глобального кризиса 2008 года. Цель же Меморандума заключалась в том, чтобы обеспечить рентабельность металлопроизводства. Причем не столько путем предоставления ряда преференций метпредприятиям в использовании продукции и услуг госмонополий, сколько благодаря сбалансированности всей производственной цепочки, от цен на сырье и до цен на металлопродукцию, реализуемую на внутреннем рынке. Была ли она достигнута?

В определенной мере – да. В период острой фазы кризиса – с ноября 2008 и до июня 2009 года – льготы, которые по условиям Меморандума были предоставлены металлургам, стали реальным подспорьем и были необходимы для выживания отрасли. Напомню, что в течение всего 2009 года благодаря действию преференций металлургам удалось сэкономить примерно 2 млрд грн. Однако уже со второго полугодия 2009 года, когда кризис перешел в затяжную фазу, их влияние нивелировалось.

Что же касается ценового баланса, то в первый период кризиса он был достигнут в основном за счет естественной рыночной коррекции, поскольку снижение цен на сырье оказалось необходимым условием сохранения производства как такового, и в гораздо меньшей степени – за счет действия собственно Меморандума. Но во второй период кризиса его действие также ослабело.

Сегодня, по сравнению с осенью 2008 года, ситуация в украинском ГМК изменилась: производство более или менее стабилизировалось, произошли радикальные трансформации в структуре собственности, вследствие чего проблема получения сырья рядом отечественных метпредприятий уже не стоит так остро. В отрасли увеличилось число иностранных игроков, в противовес украинским, которые пользовались льготами…

Да, сегодня производственные мощности загружены примерно на 65% по сравнению с 75% загрузкой, которая сохранялась до мая, что, в общем, соответствует среднемировым показателям.

Меморандум был лишь экстренной мерой, призванной не допустить полной остановки производства. Относительно же перспектив выздоровления и государство, и сами металлурги полагались прежде всего на улучшение конъюнктуры внешних рынков. Насколько эти ставки оправданны?

В сущности, нынешний год более или менее точно повторяет динамику предыдущего года – спрос носит синусоидальный характер. Ведь финансовые вливания в экономику, предпринятые правительствами разных стран, были направлены прежде всего на сохранение банковского сектора и предотвращение банкротства мировой экономики в целом. И эти меры действительно приостановили развитие рецессии. Однако до реального сектора инвестиции не дошли.

И в настоящее время фундаментальных факторов, обусловливающих устойчивый рост спроса на металлопродукцию, по-прежнему нет. Однако на фоне низкого уровня металлопотребления цены на все виды метсырья остаются неадекватно высокими. Более того, они продолжают расти.

И как долго сохранится такое положение дел? Когда следует ожидать первых признаков выхода из кризиса?

Я думаю, что ближе всего к истине фондовые аналитики, по мнению которых период кризиса занимает 4-5 лет. То есть подъем начнется не ранее 2012-2013 года.

Другими словами, до этого времени экспортно-ориентированная украинская металлургия останется заложницей ценовых колебаний на внешних рынках. Как Вы считаете, почему, несмотря на колоссальный неудовлетворенный спрос в металлопродукции на внутреннем рынке (необходимость в развитии инфраструктуры, в обновлении фондов ЖКХ, не говоря уже о газотранспортной системе и строительстве), с одной стороны, и необходимость для украинских металлургов в крупных заказах, с другой, ни один из широкомасштабных инфраструктурных проектов так до сих пор и не был инициирован государством?

Если говорить в целом, то на сегодня структура собственности в перечисленных сегментах не позволяет сформировать соответствующие заказы и их оплатить. Кто, например, выступит единым заказчиком для реализации проекта по обновлению основных фондов в ЖКХ? Что же касается других областей, в частности транспорта, то сегодня госмонополии, в силу собственного финансового положения, не могут себе позволить никакие крупные заказы и вынуждены тратить средства только на неотложные нужды. Что же касается кредитов, то, как известно, с начала кризиса условия их выдачи крайне ужесточились, процентные ставки существенно возросли, к тому же выдают их сейчас только на короткие сроки. В общем, даже при решении первой проблемы вряд ли удалось найти на реализацию подобных проектов достаточный финансовый ресурс.

То есть объемы внутреннего металлопотребления в нынешнем году сохранятся примерно на том же уровне?

Да, при прогнозируемом объеме производства проката на уровне 26 млн тонн на внутреннем рынке будет реализовано примерно 6,5 млн и еще 1,5 млн тонн будет импортировано.

Многие чиновники и эксперты неоднократно констатировали, что украинский ГМК нуждается в радикальных и долгосрочных протекционистских мерах. Недавно в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект "О повышении конкурентоспособности предприятий горно-металлургического и химического комплексов", предполагающий предоставление госгарантий предприятиям этих отраслей по кредитам, привлекаемым на модернизацию. Как Вы считаете, он может стать альтернативой Меморандуму?

Безусловно. Отмечу, что данная идея циркулирует в среде представителей власти уже давно, и будь она вовремя реализована, отечественный ГМК вряд ли бы оказался в столь сложном положении в условиях кризиса. Однако это не панацея. Сегодня главная проблема, как бы банально это ни прозвучало, заключается в том, что в государстве вообще отсутствует какая-либо экономическая стратегия. А ведь только при условии ее наличия можно четко ответить на вопрос о том, в каком направлении должна развиваться, в частности, металлургия. До тех пор, пока она отсутствует, у бизнеса нет никаких ориентиров в плане того, какие производства считать приоритетными, куда и какими темпами направлять инвестиции, что будет иметь спрос и какой и т.д. То есть у него нет ясной перспективы собственной деятельности, поскольку она возможна только в контексте определенной экономической политики государства. И при таких обстоятельствах у бизнеска нет иного выбора, как зарабатывать деньги на внешних рынках. Насколько это возможно. -- ИА "Минпром (Украина)"

Новости по этой теме

В Новости
 

ГЕОГРАФИЯ:


Всего новостей  157858

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>