Зона экстремального инвестклимата. "ИА "Минпром (Украина)"". 25 октября 2013
25.10.2013 - 10:26
Инвестиции – одна из самых сложных, важных и болезненных проблем Украины за все время ее существования в качестве независимого государства. О необходимости увеличения капиталовложений в модернизацию отечественной экономики постоянно говорят с самых высоких трибун. Ожидаемое соглашение об ассоциации с ЕС часто рассматривается в нашей стране через перспективу повышения инвестиционной привлекательности Украины. Однако в действительности проблемы с капиталовложениями в Украине имеют сложный, комплексный и в значительной мере неразрешимый характер.
Кто даст нам денег?
Украинской экономике очень нужны деньги. Как заявил в конце сентября Президент Виктор Янукович, выступая на Ялтинской встрече, Украина может освоить инвестиции в размере 500 млрд долл. И эта сумма выглядит вполне реалистичной. Средства нужны украинским компаниям, чтобы обеспечить внедрение европейских нормативов и стандартов, в частности, экологических, а также выполнение европейских директив, которые станут обязательными для нашей страны. По оценке премьер-министра Николая Азарова, предполагаемые затраты на эти цели могут достичь 165 млрд евро или около 220 млрд долл.
Средства нужны для модернизации обветшалой инфраструктуры. Только для приведения в порядок отечественного ЖКХ, по данным соответствующего Министерства, необходимо не менее 200 млрд грн., т.е. 25 млрд долл. Столько же, если не больше, потребует и реконструкция украинской железнодорожной сети.
Средства инвесторов нужны государству, которое испытывает все больше трудностей с наполнением казны. В опубликованном СМИ проекте бюджета на 2014 год предполагаемые поступления от налога на прибыль предприятий уменьшены на 10,2% по сравнению с 2013, а его долю в государственных доходах планируется сократить от 17,9% в нынешнем году до 14,4% в будущем. Изменить эту неблагоприятную тенденцию можно только за счет создания в Украине ряда крупных современных предприятий, которые выпускали бы востребованную на отечественном и мировом рынке продукцию с высокой добавленной стоимостью, получали бы большие прибыли и платили бы с них налоги.
Пока что успехи украинского государства в привлечении средств отечественных и иностранных инвесторов выглядят довольно скромными. Так, по данным Госстата, по состоянию на 1 июля 2013 года за всю свою историю Украина получила из-за рубежа около 55,3 млрд долл. инвестиций, что составляет в среднем чуть больше 2,5 млрд долл., или 55,4 долл. на каждого жителя страны в год.
И то, почти треть от этой суммы инвестиций приходится на Кипр, т.е. практически все эти средства с гарантией представляют собой вывезенные ранее за рубеж капиталы украинских или российских олигархов. Большая часть нидерландских инвестиций (5,4 млрд долл.) и все, поступившие с Британских Виргинских островов (2,4 млрд долл.), имеют то же оффшорное происхождение. А примерно три четверти всего объема германских инвестиций в Украину (6,17 млрд долл.; второе место после Кипра) приходится на одну-единственную сделку по продаже в 2005 году "Криворожстали" зарегистрированной в Германии компании Mittal Steel Germany GmbH.
За январь-август 2013 года в Украину поступило немногим более 2,5 млрд долл. прямых иностранных инвестиций, что на 41,4% меньше, чем годом ранее. Судя по всему, одной из основных причин спада стал финансовый кризис на Кипре, значительно затруднивший возможность инвестирования через местные фирмы.
Правда, эти данные от Госстата на самом деле не совсем показательны, так как смешивают в одну кучу реальные капиталовложения в отечественную экономику и суммы, выплачиваемые иностранными инвесторами акционерам приобретаемых ими украинских компаний. Более красноречивую статистику можно найти в публикуемой тем же Госстатом информации о капитальных инвестициях в реальный бизнес. Их объем в первом полугодии 2013 года составил 103,3 млрд грн. (около 13 млрд долл.), что на 14,6% меньше, чем за тот же период прошлого года. Доля средств иностранных инвесторов составила в этой сумме 1,6%, т.е. примерно 200 млн долл.
Вообще, как показывает практика, западные компании практически ничем не отличаются от украинских в плане инвестирования в модернизацию и создание новых мощностей. Та же Arcelor Mittal так и не выполнила взятые на себя инвестобязательства по расширению производительности бывшей "Криворожстали" (правда, обосновав это финансовым кризисом), а ее капиталовложения в реконструкцию криворожского комбината в последние годы уступают (в долларовом эквиваленте) показателям 2002-2004 годов, когда предприятие находилось в украинской собственности. За всю историю независимой Украины можно пересчитать по пальцам случаи, когда иностранная компания построила в нашей стране с нуля достаточно крупное современное предприятие (например, табачная фабрика Reemtsma), и то все эти примеры относятся к докризисным временам.
Большая часть инвестиций в отечественную экономику приходится на украинские же компании. И этих инвестиций постоянно не хватает. По оценкам инвестиционной компании "АРТ-капитал", доля капиталовложений в ВВП упала от 28% перед началом кризиса 2008 года до 18% в 2012 году. При этом индекс инвестиционной привлекательности Украины, рассчитываемый Европейской бизнес-ассоциацией по пятибалльной системе, в последние годы держится на уровне 2,1-2,2.
Впрочем, нельзя сказать, что правительство совсем ничего не делает для решения этой проблемы. В этом году принят закон о противодействии рейдерству, который при желании властей может обеспечить правовую базу в борьбе против этого широко распространенного в Украине и крайне разрушительного для экономики явления. Правительство регулярно отчитывается в упрощении порядка регистрирования предприятий, особенно малого бизнеса. Премьер-министр Николай Азаров заявил о необходимости создания национального инвестиционного стандарта, благодаря которому можно будет улучшить инвестиционный климат в стране и добиться наконец перелома в инвестиционной политике. Кроме того, немалые надежды возлагаются на подписание соглашения об ассоциации с ЕС и внедрение в отечественное законодательство "цивилизованных" европейских практик.
Однако даст ли все это нужный эффект? И что вообще нужно, для того чтобы отечественные и иностранные капиталовложения пошли в Украину?
Прибыль – прежде всего
Если оставить вне зоны внимания правительство, у которого в Украине постоянно нет денег, основным побудительным мотивом для инвестиций является прибыль, способная значительно перекрыть вложенные средства. Если расчеты на получение такой прибыли достаточно обоснованны, все остальные факторы не так уж важны.
Интересно, но, наверное, нет ни одной страны мира, в которой инвесторы не жаловались бы на проблемы из-за местного законодательства и государственных органов. Так, в США и Западной Европе есть многочисленные и весьма жесткие стандарты, которые должны быть непременно выполнены "от сих и до сих". Компании, инвестирующие в Китай, дружно жалуются на местную бюрократию и постоянное давление со стороны государства. В России или Индонезии чудовищно высок уровень коррупции. Украина на этом фоне не лучше, но и немногим хуже остальных. При этом внутренние трудности не всегда сдерживают приток средств из-за рубежа. Например, на Россию с ее огромными проблемами приходится, по данным PricewaterhouseCoopers (PwC), почти половина зарубежных инвестиций во всем регионе Центральной и Восточной Европы и СНГ.
Как показывает практика, инвесторы (как иностранные, так и отечественные) предпочитают вкладывать средства, во-первых, в массовое и относительно низкозатратное производство, ориентированное на экспорт либо на емкий внутренний рынок. Во-вторых - в "хайтек", обеспечивающий более высокую норму прибыли по сравнению с другими отраслями. В-третьих – в обеспечивающие отрасли: инфраструктуру, торговлю, финансы, недвижимость, сферу услуг, базой для которых опять-таки является внутренний рынок.
В Украине грядущая евроинтеграция связывается, прежде всего, с первым пунктом из этого перечня – экспортным производством, ориентированным на гигантский европейский рынок. Причины для таких ожиданий есть: именно такие инвестиции в 1990 и первой половине 2000 годов стали основой для модернизации стран Центральной Европы и создания там новой промышленности взамен демонтированной старой.
Однако чтобы привлечь эти инвестиции, центральноевропейские страны пошли на предоставление иностранным инвесторам беспрецедентно широких льгот, сравнимых с условиями соглашений о разделе продукции, которые Украина в прошлом году подписала с Shell и Chevron. При этом большая часть средств вкладывалась в производство потребительских товаров и комплектующих для западноевропейских стран. В то же время доля наукоемкой продукции в экспорте таких стран, как Польша или Словакия, составляла в 2010 году около 2% – меньше, чем у России (около 4%).
В нашей стране в первой половине прошлого десятилетия было реализовано несколько таких проектов в рамках СЭЗ в Западной Украине. Однако после их ликвидации в 2005 году подобные инвестиции в Украину прекратились. После кризиса 2008 года западные инвестиции в промышленность сократились до минимума и в странах Центральной Европы. Судя по всему, рассчитывать на их восстановление в обозримом будущем не приходится из-за значительной избыточности нынешней производственной базы и глубокой депрессии на западном потребительском рынке.
По данным PwC, в последние 4-5 лет большая часть иностранных инвестиций в странах Центральной и Восточной Европы приходится на современные отрасли – ИТ, биотехнологии, энергосбережение и другие сектора, где может быть задействована местная образованная и относительно низкооплачиваемая рабочая сила. В Украине информационные технологии также показывают в последнее время достаточно высокие темпы роста, но они ни в коей мере не входят в число приоритетов государственной политики.
Внутренний рынок Украины слишком узок, чтобы заинтересовать серьезных инвесторов. Основная причина тому – низкая платежеспособность большей части населения. Государство вынуждено поддерживать низкие тарифы на газ, электроэнергию, коммунальные услуги и тем самым делает эти отрасли инвестиционно непривлекательными. В то же время в странах Центральной Европе капиталовложения в инфраструктуру пошли вверх только после того, как внутренние цены были приведены в примерное соответствие со среднеевропейскими.
Показательно, что в последние годы из Украины уходят западные банки, так и не сумевшие получить на отечественном рынке те сверхприбыли от потребительского и ипотечного кредитования, на которые они рассчитывали до 2008 года. Сворачивают свою активность и некоторые торговые компании, также считающие украинский рынок недостаточно привлекательным.
Чтобы рассчитывать на прирост инвестиций в таких неблагополучных условиях, государство должно обеспечивать инвесторам реальный режим наибольшего благоприятствования. Однако, как признают в Совете ЕС, проверяющем готовность Украины к подписанию соглашения об ассоциации, в этом отношении все обстоит с точностью до наоборот. По данным СМИ, европейские наблюдатели заявляют об ухудшении бизнес-климата в нашей стране по сравнению с 2012 годом. Особенно серьезной проблемой иностранные компании, действующие в Украине, называют невозмещение экспортного НДС. Кроме того, очень большие нарекания вызывает судебная практика.
При этом в соглашении об ассоциации с ЕС практически не содержится положений, прямо посвященных вопросам улучшения инвестиционного климата в Украине. Основные требования европейцев к украинским властям заключаются в упрощении, ускорении и повышении прозрачности процесса лицензирования и получения разрешений на какие-либо виды деятельности. Кроме того, ряд статей и приложений направлены на обеспечение доступа европейских компаний к рынкам финансов, телекоммуникаций, транспорта и приведение украинского законодательства в этих сферах в соответствие с европейским.
Рассчитывать на то, что после подписания соглашения в Украине как по мановению волшебной палочки исчезнут рейдерство и коррупция, не приходится. Эти проблемы пока очень далеки от решения даже в таких странах Евросоюза, как Румыния и Болгария, не говоря уже об Албании, Египте или Тунисе, с которыми ЕС имеет соглашения об ассоциации. А чтобы привлечь средства инвесторов, нужно гарантировать им прибыльность капиталовложений, причем, желательно, не за счет населения Украины. -- ИА "Минпром (Украина)"