Metaldaily.ru :: Ежедневные новости металлургии
Новости металлургии 
   
Metaldaily.ru/Новости - 29.09.2014

Размер имеет значение. "ИА РЖД-Партнер.ру". 29 сентября 2014

29.09.2014 - 18:44
При замораживании тарифов естественных монополий в конце 2013 года было объявлено, что их рост в начале 2015-го составит 6% при расчетном уровне инфляции в 4,8%. Однако в этом году экономическая ситуация в России ухудшилась. Уровень потребительских цен начал меняться более динамично, чем предполагалось ранее. В итоге размер индексации так и не определен, а мнения участников рынка по этому вопросу разделились.

В Минэкономразвития считают, что индексация тарифов на железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе должна соответствовать уровню инфляции в 7,5% – такая цифра указана в презентации ведомства "Тарифы естественных монополий на 2015–2017 гг.". ОАО "РЖД" предлагает проиндексировать тарифы на 10%. "Мы сделали свои предложения. Дальше владелец (государство) должен принять свое решение. Наши бюджетные проектировки всегда утверждаются правительством. В зависимости от того, какие будут решения, таков будет и облик компании, и инвестиционная программа, и, не побоюсь этого слова, экономическое лицо России", – подчеркнул президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.

Меры по снижению дефицита, предлагаемые РЖД, включают повышение тарифов на грузовые перевозки на 10% вместо 7,5%, а также увеличение субсидии по ним (45 млрд руб. вместо 21,5 млрд, предлагаемых МЭР). Разница в 2,5 п. п. даст ОАО "РЖД" 32,8 млрд руб., а увеличение субсидии – еще 23,5 млрд. Предполагается, что это позволит холдингу избежать убытка по итогам 2015 года (предварительно он оценивается в 60 млрд руб.). Минэкономразвития призывает ОАО "РЖД" экономить и изыскивать дополнительные возможности для компенсации убытков. В ведомстве считают, что у ОАО "РЖД" есть альтернативные возможности для поддержания бюджета компании, использование которых может принести перевозчику 56,5 млрд руб. Так, 22,9 млрд руб. может дать переоценка дочерних зависимых обществ (ОАО "ТранКонтейнер" и ОАО "РЖД Логистика"), чей капитал вносится в ОТЛК; 20,8 млрд руб. можно получить в результате снижения индексации зарплат сотрудников РЖД (с 5,1 до 2,1%); 10,5 млрд руб. – за счет переноса стоимости части ремонтов в инвестпрограмму и 2,3 млрд руб. – за счет дополнительного дохода от инвестиций в логистического оператора GEFCO.

Данные Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) несколько отличаются от расчетов МЭР. Эксперты ИПЕМ подсчитали, что случае индексации тарифов ОАО "РЖД" в 2015 году на 7,5% доходы компании могут вырасти на 81,6 млрд руб., а при индексации на 10% – на 108,8 млрд руб. Соответственно разница в 2,5 п. п. даст дополнительный доход в 27,2 млрд руб. "Эти средства помогут монополии компенсировать рост издержек в 2014-м, вызванный увеличением стоимости материалов и ресурсов, необходимых для стабильного функционирования железнодорожного транспорта, и снижением доходов из-за заморозки тарифов в текущем году", – считает ведущий эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник.

По его словам, индексация железнодорожных тарифов на 10% не приведет к масштабному уходу грузов на альтернативные виды транспорта. " В сегодняшних условиях эта тенденция в большей степени обусловлена не уровнем тарифов, а факторами нефинансового характера, такими как скорость и надежность доставки, а также сложность взаимодействия со множеством участников перевозочного процесса и пр.", – подчеркнул эксперт.

Однако есть и другое мнение на этот счет. "Индексация железнодорожных тарифов, превышающая уровень инфляции, способствует выталкиванию высокодоходных грузов с сети РЖД и одновременному увеличению объема низкодоходных", – считает заместитель председателя НП ОЖдПС Фарид Хусаинов. По его мнению, уход высокодоходных номенклатур с железной дороги увеличит убытки (или недополученные доходы) ОАО "РЖД", а дальнейший рост уровня индексации тарифов вновь будет выталкивать с рынка железнодорожных перевозок высокодоходные грузы, создавая подобие бега по кругу.

Председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по логистике Олег Дунаев считает, что 10%-ная индексация тарифов необходима РЖД, но логика его рассуждения несколько иная. "В 90-е годы прошлого века ОАО "РЖД" за счет тарифной политики поддерживало сырьевые отрасли промышленности, и с тех пор ничего не изменилось, – поясняет О. Дунаев. – Если правительство считает, что компания по-прежнему должна поддерживать производителей сырья, то наши железные дороги серьезно отстанут от современных методов организации перевозочного процесса". По словам эксперта, сегодня РЖД необходим переход на высокодоходные грузы. В противном случае владелец инфраструктуры не сможет осуществить запланированную трансформацию в транспортно-логистическую компанию и впоследствии окажется не в состоянии обслуживать глобальные товаропотоки. Здесь вполне уместно напомнить, что за период 2008–2013 гг. объемы перевозок ряда высокодоходных грузов по железной дороге значительно сократились. "Так, в сегменте транспортировки металлических конструкций они снизились на 57%, машин, станков и двигателей – на 49%, метизов – на 33%, лома черных металлов – на 32%, цветных металлов и лома цветных металлов – на 34%, сахара – на 48% и т. д. При этом погрузка низкодоходного угля, на долю которого приходится почти четверть всех объемов перевозок РЖД, выросла на 4,8%", – добавляет Ф. Хусаинов.

Заслуживает внимания и другой аргумент. "Предстоящая в 2015 году индексация железнодорожных тарифов должна быть не ниже 10%, иначе холдингу придется изыскивать дополнительные средства для реализации инвестиционных программ. "РЖД должны их выполнять полностью, особенно те, что связаны с развитием транспортной логистики на сети", – подчеркивает О. Дунаев. Его поддерживает и заместитель генерального директора ОАО "ПГК" Михаил Курбатов. По его словам, инвестпрограмма РЖД формирует серьезный спрос на продукцию и услуги предприятий российской экономики, поэтому желательно, чтобы она выполнялась в полном объеме. Как известно, ОАО "РЖД" использует два основных источника финансирования – поступления от тарифных платежей и средства из федерального бюджета. "Разумеется, можно поднять уровень тарифа, что создаст дополнительную нагрузку на грузоотправителей, однако не факт, что потребитель перенесет ее безболезненно, – отмечает М. Курбатов. – Мы как операторы железнодорожного подвижного состава чувствуем, что многие клиенты просто откажутся от платы по этим ставкам". Эксперт считает, что нехватку средств на выполнение инвестиционной программы ОАО "РЖД" лучше восполнять за счет госбюджета, а не путем увеличения индексации тарифов. "Это поможет сохранить объемы железнодорожных грузоперевозок, и в то же время соблюсти интересы грузоотправителей", – подчеркивает М. Курбатов.

В ходе общественного обсуждения вариантов индексации тарифов высказывались и другие соображения. Так, эксперты недавно созданного Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД" провели оценку двух вариантов индексации тарифов на 2015 году и решили, что предельно допустимый уровень индексации тарифа на будущий год не должен превышать 7,2%. "Наша точка зрения подкреплена расчетами, – заявил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. – Наиболее массовый груз на сети РЖД – уголь. По данным экспертов, повышение тарифа на 10% увеличит транспортные затраты этой продукции на 5%, сделает поставки на экспорт нерентабельными и приведет к сокращению отгрузки угля за рубеж". По его словам, РЖД это также грозит снижением доходов: если угольщики не поставят на экспорт 30–36 млн т продукции, то перевозчик может потерять 29–35 млрд руб. "Заключение: пока оставить более низкий тариф, а затем решать, исходя из практики ближайших месяцев", – резюмирует М. Абызов.

По мнению председателя совета потребителей услуг ОАО "РЖД" Сергея Мальцева, целесообразность установления предельно допустимого уровня индексации грузовых железнодорожных тарифов (до 10%) может быть рассмотрена в 2015 году после анализа итогов работы отрасли за 2014-й и в I полугодии 2015 года. "Мы не должны забывать, что в текущем году тарифы ОАО "РЖД" не индексировались, что сократило доходную базу компании, – сказал эксперт. – Полагаю, что к июлю 2015-го, после анализа инвестиционных планов РЖД (включая частные инвестиции), возможностей федерального и регионального бюджетов в части финансирования пассажирских перевозок и развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, целесообразно дать компании возможность доиндексации".

Таким образом, пока совершенно ясно одно – индексация тарифов на железнодорожные грузоперевозки в 2015 году неизбежна. Очередное совещание, где будет определяться ее размер, состоится в ближайшее время. Однако не факт, что вопрос удастся решить именно сейчас. Слишком многое зависит от того, насколько динамично будет меняться экономическая ситуация в целом. Ее нестабильность затрудняет планирование деятельности участников рынка, так как пока они не знают точной стоимости перевозок. Видимо, придется действовать в соответствии с известной пословицей – то есть надеяться на лучшее и готовиться к худшему. -- ИА РЖД-Партнер.ру



Новости по этой теме

В Новости
 

ПРОДУКЦИЯ:

ОТРАСЛИ:

Всего новостей  107182

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
 


Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS



Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>