Metaldaily.ru :: Ежедневные новости металлургии
Новости металлургии 
   
Metaldaily.ru/Новости - 01.10.2014

НПК "ОВК": Обзор железнодорожного рынка РФ в августе 2014г.

01.10.2014 - 16:51
Темпы падения погрузки и роста грузооборота замедлились

В августе 2014г. объем перевозок был по-прежнему ниже показателей прошлого года (105,8 млн тонн), но темпы падения замедлились (-1,6% к августу 2013г. против -3,4% в июле к аналогичному периоду 2013г.)

Драйверы падения остались прежними. В августе отрицательную динамику по сравнению с августом 2013г. демонстрировали строительные грузы и цемент:-19,2% и -8,1% соответственно.

Одновременно с этим выросли перевозки угля (+4,0%), нефти и нефтепродуктов (+3,4%), черных металлов (+6,9%), минеральных удобрений (+2,5%) и зерна (+20%).

Постепенно начали замедляться темпы роста грузооборота. В августе 2014г. грузооборот составил 191,4 млрд т-км, что на 4,2% выше уровня августа 2013г. (в июле +6,0% к 2013г.). Замедление роста грузооборота обусловлено снижением доли экспорта российских грузов по железной дороге в августе.

Отчасти сокращение объемов перевозок по железной дороге замедлилось из-за ограниченных возможностей доставки грузов внутренним водным транспортом. Падение уровня воды в реках направило большой грузопоток угля, нефтепродуктов, металлопроката, лома и кокса на ж/д сеть. Однако говорить о долгосрочном позитивном тренде восстановления погрузки на железной дороге преждевременно.

В конце года фактор "низкой воды" перестанет играть свою роль, и, вероятно, перевозки большинства грузов железнодорожным транспортом продолжат снижаться относительно уровня прошлого года.

Строительные грузы и цемент — основной драйвер падения перевозок

В августе погрузка строительных грузов и цемента на сети РЖД составила 13,5 млн т (-19,2% к августу 2013г.) и 3,4 млн т (-8,1%) соответственно. Всего с начала года было погружено 96,7 млн т строительных грузов (-16,9% к уровню прошлого года) и 22,6 млн т цемента (-7,0%).

Падение перевозок обусловлено двумя основными факторами — завершением строительства олимпийских объектов в Сочи и снижением темпов возведения крупных промышленных объектов.

Поставки цемента и строительных грузов в Краснодарский край после завершения подготовки к Олимпиаде относительно 8 месяцев 2013г. сократились вдвое. Но уже в 2015г. в соседней Карачаево-Черкесской республике намечено строительство крупных проектов с государственной поддержкой, объем инвестиций составит более 160 млрд руб. Так, например, планируется развитие всесезонного курорта "Архыз", включенного в проект туристического кластера в соответствии с постановлением правительства РФ. В результате, в 2015-2016гг. объемы поставок строительных материалов в ЮФО начнут восстанавливаться.

Частные промышленные предприятия снизили свои планы по строительству, вследствие ограниченного доступа к европейскому и американскому финансированию многие инвестпроекты по возведению промышленных объектов пришлось приостановить. Чтобы возобновить работы, потребуется время для выстраивания отношений с азиатскими банками, которые готовы предложить свои услуги. В результате, спрос на строительные материалы, в т. ч. цемент, может сохраниться на текущем низком уровне как минимум в течение 2015г.

Вместе с тем, спрос на цемент в жилищном секторе остается на высоком уровне. В значительной степени это обусловлено длительностью цикла строительства. Сейчас возводятся объекты, финансирование которых было получено в посткризисные 2010-2012гг. С другой стороны, из-за ослабления курса рубля население предпочитает вкладывать свои сбережения в недвижимость. Но в среднесрочной перспективе спрос на жилье может снизиться на фоне замедления темпов роста реальных располагаемых денежных доходов (рост на 0,2% в январе-июле 2014г. против 4,3% в 2013г.) и увеличения ставок по ипотечным кредитам.

В целом, восстановление массового спроса на цемент не произойдет ранее 2016г., ожидаемого начала интенсивной подготовки к Чемпионату мира по футболу — 2018.

Уголь — рост экспортного грузопотока

В августе погрузка угля на сети РЖД составила 26,2 млн т (+4,0%). За 8 месяцев 2014г. было погружено 202,3 млн т угля (+0,2% к январю-августу 2013г.)

В структуре перевозок угля в 2014г. наблюдаются существенные изменения к показателям 2013г. Объем внутреннего потребления снизился на 7,0%, в то время как экспортные поставки выросли и перераспределились. Экспорт в такие страны, как Нидерланды, Корея и Китай, сократился более чем наполовину. В то же время на 16-30% увеличились поставки в Японию, Великобританию, Турцию и Финляндию.

Уменьшение объемов перевозок российского угля в Китай обусловлено внутренней программой снижения потребления угля в экономике КНР, запущенной в 2012 году. Энергосистема Китая постепенно переориентируется на альтернативные виды топлива, например, природный газ, доля которого в производстве энергии может удвоиться к 2020г. Таким образом, в 2014г., по прогнозам правительства Китая, рост потребления угля может замедлиться до 1-2% к 2013г. (по сравнению с ростом на 8,6% в 2012 г. к 2011 г.).

В среднесрочной перспективе закупки угля Китаем на внешних рынках могут сократиться также за счет расширения собственной железнодорожной сети Китая. Это позволит удешевить доставку угля на китайские предприятия, расположенные на побережье, из угледобывающих регионов внутри страны и снизить долю импортных поставок. Однако в настоящее время Китай по-прежнему является крупнейшим потребителем угля, генерируя около трети мирового спроса на данный вид энергоносителя.

Япония же постепенно увеличивает потребление угля вслед за изменениями структуры ее энергетической отрасли после аварии на АЭС "Фукусима". Многие старые атомные электростанции не соответствуют новым жестким стандартам безопасности, а их модернизация экономически неэффективна. В такой ситуации поставки каменного угля являются удачной альтернативой дорогому импорту природного газа или использованию солнечных батарей.

Правительства стран Европы (Великобритания, Турция, Финляндия) наращивают поставки угля из России, чтобы диверсифицировать источники энергоносителей и снизить зависимость от поставок газа.

Увеличение погрузки угля на ж/д сети РФ относительно прошлого года началось с июня 2014г. Основная причина роста — в ограничении возможностей доставки грузов внутренним водным транспортом вследствие падения уровня воды в реках. В конце года этот фактор перестанет играть свою роль, и, вероятно, перевозки угля железнодорожным транспортом снова начнут снижаться относительно уровня прошлого года. Таким образом, в 2014г. погрузка угля может сократиться на 0,5-0,6% по сравнению с 2013г.

Нефть и нефтепродукты — рост внутренних перевозок на фоне сокращения транзита

В августе погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД составила 21,4 млн т (+3,4% к августу 2013г.) и установила исторический максимум августа с 2003г. Всего с начала года было погружено 170,3 млн т (+2,2% к уровню прошлого года).

При этом произошли изменения в структуре грузопотоков. Так, в августе транзитные перевозки нефти и нефтепродуктов снизились практически вдвое, но увеличение на 5,6% внутренних перевозок отчасти компенсировало такое падение транзита.

Причина сокращения транзитных перевозок — в переключении поставок нефти из Казахстана в Италию с железной дороги на нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума. В 2015г. данная тенденция может только укрепиться, поскольку планируется увеличить мощность нефтепровода на 90%.

Одним из факторов роста внутренних перевозок нефти стало развитие нефтяной промышленности ЮФО, доля проектов которой выросла с 30% в 2010г. до 50% в 2014г. в общей инвестпрограмме Южного федерального округа. Компании, модернизирующие и наращивающие свои производственные мощности, — "Ильский НПЗ", "Туапсинский НПЗ", "Краснодарский нефтеперерабатывающий завод-Краснодарэконефть" и "Афипский НПЗ". Одновременно с развитием производства нефтепродуктов степень истощения месторождений в Краснодарском крае достигла 87%, что дает основание полагать, что в среднесрочной перспективе может появиться дополнительный объем перевозок сырой нефти в ЮФО и продуктов переработки из данного округа.

Кроме того, с конца августа в Россию из Казахстана начались встречные поставки нефти. Эти отгрузки призваны компенсировать потери российского бюджета от беспошлинного экспорта нефтепродуктов в Казахстан в 2012-2013гг.

Данная схема предполагает следующее: Казахстан в обмен на нефтепродукты поставляет в Россию нефть, которую направляют на экспорт, а полученная экспортная пошлина покрывает потери российского бюджета от беспошлинных поставок нефтепродуктов для Казахстана. До конца сентября 2014г. Казахстан планирует поставить российским нефтяным компаниям около 600 тыс. т нефти.

Таким образом, до конца 2014г. прогнозируется увеличение спроса на подвижной состав для перевозки нефти и нефтепродуктов за счет импортных поставок сырой нефти из Казахстана и перестроения внутренних грузопотоков.

Руда — поиск альтернатив китайскому рынку сбыта

В августе погрузка руды составила 9,1 млн т (-4,2% к августу 2013г.). Всего на сети РЖД с января по август 2014г. было погружено 71,7 млн т руды, что на 2,2% меньше уровня января-августа 2013г.

Основная причина снижения — в сокращении экспортных отправок, главным образом в Китай, из-за падения на 20% мировых цен на руду относительно прошлого года.

Несмотря на то, что в 2014г. Китай наращивает импорт руды (+7,3% за 8 месяцев 2014г. к 2013г.), поставки из России упали наполовину, не выдержав ценовой конкуренции со стороны австралийских и бразильских производителей. Как результат, российские рудодобывающие компании находятся в поиске новых рынков сбыта. Так, один из крупнейших экспортеров руды Лебединский ГОК перенаправил свои поставки в Японию.

Ценовой фактор влияет и на структуру внутреннего спроса на руду. На фоне стабильного уровня внутреннего спроса на данный вид сырья российские предприятия снизили закупки на отечественных ГОКах и увеличили импорт руды из Казахстана. Поставки казахстанской руды наращивают "Западно-Сибирский металлургический комбинат" (ЕВРАЗ) и "Магнитогорский металлургический комбинат".

При сохранении мировых тенденций снижения цен на руду российские производители могут быть вынуждены диверсифицировать географию поставок. До конца года экспортные перевозки, вероятно, продолжат снижаться, но после выстраивания новой экспортной логистики в 2015г. объемы погрузки могут восстановиться.

Черные металлы — переориентация экспортных рынков сбыта

В августе погрузка черных металлов на сети РЖД составила 6,2 млн т, что выше уровня прошлого года на 6,9%. С января по август было погружено 47,4 млн т металлопроката (+0,9% к январю-августу 2013г.)

Экспорт за 8 месяцев 2014г. вырос на 1,2% относительно прошлого года, претерпев изменения в структуре. Такие страны, как Турция, Соединенные Штаты, Бельгия, Мексика, Южная Корея, увеличили импорт черных металлов в несколько раз, в то время как Италия почти полностью отказалась от поставок металлопроката из РФ, а экспорт в Германию упал в полтора раза.

По данным Росстата, с января по август 2014г. металлургические комбинаты наращивают объемы производства черных металлов. Так, например, выпуск листового горячекатаного проката вырос на 17%. Увеличение производства черных металлов связано, в том числе, с вводом в эксплуатацию новых дополнительных мощностей (ООО "НЛМК-Калуга", АО "Северсталь — Сортовой завод Балаково") и модернизацией существующих (ЗАО ВМК "Красный Октябрь").

Немаловажную роль сыграл фактор "низкой воды", благодаря которому перевозки металлопроката были переключены на железную дорогу. До конца года прогнозируется замедление роста перевозок с текущих 6,9% до 1-2%.

Зерно — рост погрузки как следствие рекордного урожая

В августе погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД составила 1,8 млн т (+20% к августу 2013г.) С января по август 2014г. было погружено 9,8 млн т (+44,1% к уровню прошлого года).

Рекордный урожай 2014г. — основная причина такого роста погрузки зерновых. В результате, грузопоток на экспорт увеличился в 3 раза, а его доля в структуре перевозок возросла с 10% в 2013г. до 30% в 2014г. Основные импортеры российского зерна — Египет, Азербайджан, Израиль, Саудовская Аравия, Израиль и Йемен.

До конца с/х года 2014-2015гг. ожидается дальнейший рост экспортных перевозок.

Минеральные удобрения — на пике производственных мощностей

В августе погрузка минеральных удобрений на сети РЖД составила 4,1 млн т (+2,5% к августу 2013г.) Всего с начала года было погружено 33,3 млн т (+7,1% к уровню прошлого года).

С ноября 2013г. объемы перевозок минеральных удобрений растут и ежемесячно демонстрируют рекордно высокие показатели за последние 10 лет. За 8 месяцев 2014г. по сравнению с прошлым годом экспорт удобрений увеличился на 9,1%. Страны, наращивающие объемы импорта, — Китай, Германия, Бразилия и Финляндия.

Вместе с тем, предприятия, выпускающие минеральные удобрения, находятся на пределе производственных мощностей. Однако крупнейшие игроки пытаются преодолеть сложившуюся ситуацию и планируют возведение новых или модернизацию текущих промышленных объектов. Так, "Уралкалий" ведет работы по строительству Усть-Яйвинского рудника и увеличивает мощности по выпуску гранулированного калия. "ЕвроХим" планирует направить $750 млн на финансирование своего калийного проекта "Усольский калийный комбинат". А в 2013г. "ФосАгро-Череповец" заключил контракт с международным консорциумом компаний во главе с японской корпорацией Mitsubishi Heavy Industries Ltd. на строительство нового агрегата аммиака мощностью 2 200 т/сутки, который будет введен в 2017г.

В среднесрочной перспективе объемы перевозок сохранятся на текущем уровне, а с 2017г. прогнозируется их дальнейшее увеличение.

Лесные грузы — запоздалый рост перевозок после вступления в ВТО

В 2014г. перевозки лесных грузов по-прежнему росли. Начало тренду роста было положено еще в августе 2013г. За первые 8 месяцев текущего года погружено 26,3 млн т (+9,1% к уровню 2013г.). В августе погрузка лесных грузов на сети РЖД составила 3,1 млн т, т.е. осталась на уровне августа 2013г.

Объемы перевозок необработанной древесины растут быстрее (+19% к январю-августу 2013г.) объемов перевозок лесообработки (+12%).

Увеличение погрузки относительно 8 месяцев прошлого года произошло за счет роста внутренних перевозок на 6% и экспорта на 11%. Китай, Узбекистан, Египет, Россия, Казахстан — страны, которые активно наращивают объемы потребления российских лесоматериалов.

Инновационные вагоны вытесняют с рынка подвижной состав на тележке 18-100

Данные о реализации подвижного состава заводами СНГ взяты из журнала "Рынок подвижного состава".

В августе вагоностроителями СНГ было реализовано 4,8 тыс. вагонов (-33% к августу 2013г.), всего с начала года — 46,9 тыс. вагонов (-20% к прошлому году).

Одна из главных тенденций в реализации вагонов на рынке — сокращение доли подвижного состава на тележках 18-100 и ее аналогах. Так, по сравнению с августом прошлого года доля таких вагонов в общей структуре реализации упала с 96% до 74%.

Снижение реализации подвижного состава на тележках 18-100 произошло под влиянием ряда факторов. В частности, вагоностроительные заводы Украины в 4 раза сократили объемы реализации (18,7 тыс. ед. за январь-август 2013г. против 5,0 тыс. ед. за аналогичный период 2014г.) Вместе с тем, несмотря на то, что российские производственные мощности загружены всего на 65%, вагоностроители РФ реализовали только на 6,5% вагонов больше программы прошлого года. Это свидетельствует о том, что отечественные заводы практически полностью обеспечивают внутренний спрос.

Спрос на полувагоны по-прежнему стабилен, но изменения коснулись его структуры. Инновационные полувагоны постепенно вытесняют с рынка полувагоны на тележке 18-100. Так, в августе 2014г. (относительно аналогичного периода прошлого года) доля инновационных полувагонов (произведенных на ТВСЗ, УВЗ, РВРЗ, НКВЗ) выросла с 5% до 32% в структуре реализации полувагонов заводами СНГ.

Рост спроса на инновационный подвижной состав определен экономическими преимуществами их эксплуатации: тарифная стоимость перевозки тонны груза в инновационных вагонах в среднем на 10-15% ниже, чем в вагонах на тележке 18-100.

Летом 2014г. сезонно снизилась реализация цистерн как российскими, так и украинскими заводами: в августе 2014г. реализация цистерн для СНП сократилась вдвое в сравнении с показателями августа 2013г., а цистерн для СУГ — в пять раз. Ожидается восстановление спроса на цистерны в конце 2014г. в связи с ростом грузопотока.

Стоит отметить, что рост перевозок лесных грузов с января по август 2014г. увеличил спрос на лесовозные платформы в 4 раза: с 0,4 тыс. платформ (2013г.) до 1,5 тыс. ед. (2014г.)

Небольшой рост ставок на фоне стабильных цен

В августе из-за сезонного увеличения перевозок грузов в полувагонах (+3% к предыдущему месяцу) ставка аренды на данный вид подвижного состава выросла до 500-550 руб./сутки с 450-500 руб./сутки (+10% по сравнению с июлем 2014г.)

С мая 2014г. на фоне снижения реализации сезонно сократились и ставки аренды на нефтеналивные цистерны с 900 руб./сутки до 700 руб./сутки (-20% к уровню августа 2013г.). До конца 2014г. ставки на цистерны могут восстановиться до уровня 750-800 руб./сутки вслед за ростом спроса.

Увеличение объема перевозок лесных грузов повысило спрос на платформы и спровоцировало рост ставок аренды на лесовозы: 1 200 руб./сутки (+25% к уровню августа 2013 г.)

Рынок консервативно реагирует на краткосрочные факторы в вопросах изменения цены на подвижной состав, поэтому в августе 2014г. стоимость полувагона на тележке 18-100 осталась на уровне 1 500 тыс. руб. (-15% к августу прошлого года), цистерны для СНП — 1 650 тыс. руб. (-11%), цена лесовозной платформы — 1 800-2000 тыс. руб.

Вынужденный рост неисправного парка

Несмотря на некоторое оживление в отрасли, в частности в секторе полувагонов, в августе рыночная ставка аренды находилась ниже минимального уровня, позволяющего обеспечивать сервисное обслуживание подвижного состава. Это привело к росту неисправного парка на сети.

В августе 2014г. парк полувагонов на сети РЖД составил 558 тыс. ед., из которых только 498 тыс. было задействовано в перевозочном процессе. Простаивающий парк полувагонов РФ — около 60 тыс. ед., из них 48 тыс. ед. выведено из перевозочного процесса, в частности потому, что собственники вагонов не могли направить подвижной состав на плановый ремонт из-за проблем финансового характера. Этот показатель увеличился вдвое за последний год — в августе прошлого года он составлял 24 тыс. вагонов. -- INFOLine, ИА (по материалам компании)



Новости по этой теме

В Новости
 

ПРЕДПРИЯТИЯ:

ГЕОГРАФИЯ:

ОТРАСЛИ:

Всего новостей  108918

ГОД:
МЕСЯЦ:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
 


Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS



Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>